Гунта Рудзите (Почетный президент Латвийского общества Рериха)

1985 г. (Рериховские чтения, г. Новосибирск)

Основатель Общества Рериха в Риге Ф.Д.Лукин
и его сотрудничество с Рерихами и Институтом Урусвати

(к юбилею 110-летия Ф.Д.Лукина (в 1985 г.))

В 1985 г. исполняется 110 лет со дня рождения известного врача и общественного деятеля Феликса Денисовича Лукина (1875-1934 гг.), первого председателя официального Общества Рериха в Латвии, имевшего самый тесный контакт - и личный, и письменный, - с Рерихами. Вместе с сыном – врачом Гаральдом Лукиным (1906-1991) они были избраны членами-корреспондентами Гималайского научно-исследовательского института Урусвати. Ф.Д.Лукин родился 6 февраля 1875 г. на хуторе Геркены  Малпилской волости Рижской области. В 1899 г. он заканчивает медицинский факультет при университете в Тарту, а затем пополняет знания в Кенигсберге, Берлине и Вене. Потом он руководит передвижной колонной по борьбе с глазными болезнями, в частности с трахомой в русских селах Калужской губернии, а с 1901 г. работает глазным врачом в Риге, временно и школьным врачом.

Во время первой мировой войны Лукин с семьей эвакуируется в Витебск, где и работает в 1916-1918 гг. Здесь он тяжело заболевает туберкулезом и после возвращения домой весь 1919 год проводит, лечась в Швейцарии (в Давосе). Наряду с частной практикой по глазным болезням он начинает заниматься и лечением туберкулезных больных. Он организует и руководит обществом по борьбе с туберкулезом в Латвии (с 1923), открывает первый туберкулезный санаторий в Латвии, в Бикерниеки, около Риги. Интерес к лечению туберкулеза заставляет его ехать в Данию, в Копенгаген, где он узнал о лечении туберкулеза препаратами солей марганца, бериллия и кадмия в небольших дозах. Здесь он впервые соприкасается с гомеопатией.

Лукина занимает вопрос о происхождении болезней. Он всегда вспоминает слова Парацельса о том, что тело человека лишь дом для настоящего человека, и нельзя при обследовании и латании дома забыть об истинном хозяине дома. Нельзя пренебрегать сознанием и психикой пациента. Контакт с больным – величайший залог выздоровления. Он больше и больше убеждается в правильности подхода к организму как единому целому. Лукин убеждается в полезности включения в состав лекарственных средств лечебных трав, более родственных человеческому организму, чем минералы. Он изучает ботанику, практику народной медицины Востока, в частности аюрведические материалы. Он учится электрогомеопатии в Таллине у доктора Розендорфа.

Успешные результаты и полная отдача в работе предоставили ему широкую практику. Особенно близок он был неимущим слоям, с представителей которых часто не брал гонорара, старался помочь. За это его прозвали Добрым доктором, Доктором бедных.

Много внимания Лукин обращал и профилактике заболеваний. Он был одним из организаторов вегетарианского общества в Риге. Его широкий ум не давал ему остановиться на одной врачебной практике. Бывая за границей, он помимо врачебных дел интересуется также искусством, музыкой, литературой, философией. Он привозит то новые книги переводов, то драму для постановки. Среди его друзей – Карлис Эгле, Аспазия, режиссер Эдуард Смилгис и другие видные представители латышской культуры.

В 1923 г. Лукин знакомится с будущим секретарем Николая Константиновича Рериха рижанином Владимиром Анатольевичем Шибаевым (1898-1975). Начинается переписка с Рерихами, а летом 1930 года Лукин впервые лично встречается с Николаем Константиновичем в Париже. С 1927 г. уже регулярно собираются в доме Феликса Лукина друзья Рериха, а с октября 1930 г. он становится председателем официально зарегистрированного Общества друзей Рериха в Латвии, основанного, как было записано в его уставе: «с целью ознакомления населения Латвии с работами Рериха и развития духовной культуры, чтобы в сотрудничестве с подобными организациями и учреждениями, основанными во имя друзей Рериха, укрепить дружбу народов и взаимное их сотрудничество в области искусства и других проявлений культуры». Лукин сотрудничает с Парижским и Нью-Йоркским обществами и их руководителями – Г.Г.Шклявером (юристом, составителем текста Пакта Рериха,  во время войны активным участником Сопротивления) и З.Г.Фосдик.

Рерихи в письмах неоднократно подчеркивали правильность пути, избранного Лукиным. Им было положено начало книжного издательства «Угунс» и книжного магазина, а также библиотеки Общества. Была издана книга Рериха «К Женщинам», книга Жана Дювернуа о Рерихе, сборник легенд «Криптограммы Востока» (на латышском языке). «Мы радовались слышать о напечатании Вами моего обращения к Женщинам.» – пишет в 1931 г. Н.Рерих Ф.Лукину – «В школах, в женских организациях и всюду, где теплятся светляки Матери Мира, весть о Женском Единении может вдохновить и укрепить кого-то погрязшего в рутину жизни».

Лукин организует при Обществе Музей Рериха. Сначала – из заботливо оформленных репродукций с картин Рериха. Это вдохновило Рерихов посылать и оригинальные картины – «В Риге должен быть Музей». Зимою 1932-1933 гг. были присланы 12 картин Рериха, первые из них «Брамапутра» и «Твердыня Тибета».

Одним из первых Лукин отозвался на призывы конференций Рериховского Пакта и Знамени Мира по охране культурных памятников в г.Брюгге. Он читает лекции, выступает в прессе по поводу Пакта Рериха. В 1933 г. Ф.Лукин был избран почетным членом правления Комитета Пакта Рериха.

Лукина особенно волновал женский вопрос, положение женщины в обществе того времени. Им была выпущена книга «Задачи женщины новой эпохи» (на латышском языке). В начале 1934 г. по его инициативе в Риге состоялась Вселатвийская конференция всех женских обществ Латвии.

Рерих пишет 12 марта 1931 г. Г.Г.Шкляверу в Париж: «Вы пишите о кризисе, происходящем в разных странах, за исключением нашего Рижского отдела. Это не есть кризис финансовый, но кризис потухших сердец. Формулы Культуры не исходили из роскошной палаты, но из мансард. Поистине,  для пылающих сердец, для возревновавших о культуре нужны не деньги, но непрестанное усовершенствование духа. Истинно, деньги тоже приходят вследствие этого возрастающего священного огня. В нашем Рижском отделе доктор Лукин далеко не богач. Он – не покладающий рук труженик, но у него есть преданность и горение сердца, и эти качества дадут ему успешность в делах его. Этот священный пламень дает ему силы одолевать все препятствия. Действительно, какие же такие особые расходы нужны для того, чтобы горсть преданных людей могла бы иногда собраться и в душевном обмене возжечь светильник истинной культуры. Для энтузиастов даже и стакан чаю не нужен, ибо кипеть будет не чайник, но сердце».

В своем подходе к медицине Ф.Лукин был ученым. Он интересовался всем новым, выписывал книги, неоднократно сам ездил за границу – в Швейцарию, Германию, Францию, Австрию, Швецию, Данию. Все проверял сам, ставя опыты. Не случай привел его и к Институту Урусвати, – это было закономерно. Его письма к Рерихам чаще всего были короткими отчетами, полны проблем, вопросов. В письмах обсуждаются организационные вопросы, издательские и музейные дела, говорится о Пакте Мира и отстаивании прав женщин, о восточной философии и новейших проблемах философии науки. Но не малое место в переписке отведено и медицинским вопросам. В письмах утверждается необходимость охраны здоровья и жизни Земли, как целого организма. Уже в начале 30-х годов говорилось о том, насколько повреждение биосферы Земли оказывает влияние и на здоровье человечества.

В письмах обращается внимание на социальные, психические и моральные факторы заболеваний и профилактику. «Лечение должно быть государственным делом», – писал Н.Рерих, видевший в многих районах Азии столько человеческого горя и болезней. – «Многие местности до сих пор лишены разумной врачебной помощи. Из такого положения рождается явление понижения жизнеспособности. Вырождение не есть измышление. … Такое несчастье поражает не только современное поколение, но оно извращает и будущее человечество».

Речь идет о внимании врача к пациенту. «Это качество необходимо. Истинного целителя определяет сердечное отношение к пациентам. Опытный врач, оказав врачебную помощь, говорит больному: забудьте о болезни. Он знает, что обычно люди не умеют внушить себе выздоровление. Потому пусть лучше не утомляют себя сомнением о своем состоянии. Люди могли бы помогать себе выздоравливать, направив силы на заживление, но они предпочитают обессиливать себя, не давая природе делать свое благое действие».

Письма говорят о таких актуальных проблемах современного здравоохранения как сердечные болезни и рак, о частых на Востоке кожных болезнях, анемии, туберкулезе. Из писем узнаем, что неоднократно Институтом Урусвати били посылаемы в Ригу травы, корни, семена лекарственных растений, собранные Рерихами в экспедициях на высокогорьях Тибета, Монголии, Индии. Там же говорится и о местном применении этих корней. Е.И.Рерих пишет: «Святослав очень хотел бы послать Вам горные фиалки. Они употребляются здесь в большом количестве, особенно при сердечных заболеваниях, а также при горловых. Также было указано, что очень хорош при воспалительных процессах и корень ириса. Укажите, как лучше послать. Прямо ли на Ваше имя?».

И письма Феликса Денисовича к Рерихам были, помимо вопросов, короткими отчетами о сделанном, утверждениями, как вся его жизнь, выражающая слова Рериха в письме к нему от 3 декабря 1931 г.: «Ведь благо не мягкотелость, но огненная устремленность». Неоднократно в письмах Рерихов говорится об опасности экспериментов, которым Феликс Денисович подвергал себя. В письме за 1933 г. пишется ему: «Не советуем … применять все наблюдения на себе … Можете истощиться явлением переутомления». Далее Рерихи пишут: «Умоляем Вас, родной Феликс Денисович, не подвергать себя таким опасным опытам ... Они совершенно губительны в зараженной обстановке города и при постоянном соприкасании с больными людьми. На высотах ... это делается естественно».

Последней их встрече, условленной на лето 1934 г., не суждено было осуществиться – 28 марта 1934 г. Феликса Лукина не стало. В последние недели жизни Феликс Денисович передает свои методы лечения, врачебную практику сыну врачу Гаральду Лукину, который долгие годы продолжал труд отца. После смерти Ф.Лукина Николай Константинович, исполненный боли, пишет: «Нерушимо остается в памяти самоотверженная деятельность Феликса Лукина, в полном смысле слова положившего душу за други свои…». Коллекция образцов готовых лекарств Ф.Д.Лукина (71 лекарство) была передана его сыном Г.Лукиным Институту Гималайских исследований Урусвати. Об этом читаем в письме Рерихов Гаральду Феликсовичу: «От лица Урусвати Гималайского института научных исследований приносим Вам сердечную признательность за пожертвование Вами Институту 71 препарата медикаментов – результатов научных исследований отца Вашего Феликса Денисовича, нашего незабываемого друга и светлого руководителя нашего Латвийского Общества. Препараты, пожертвованные Вами будут храниться в Лаборатории Института в именном хранилище памяти Вашего покойного отца. Все соединенное с памятью Феликса Денисовича о его самоотверженных трудах на пользу народа, пусть светит будущим поколениям как пример бескорыстной неутомимой деятельности, достойной всякого подражания и увековечения. Будем признательны и за обещанные Вами пояснения к присланным препаратам, когда время позволит Вам их приготовить и прислать».

Деятельность Феликса Лукина как основателя Латвийского общества Рериха расширяет наши представления о Николае Рерихе – общественном деятеле, борце за мир, за сотрудничество всех народов мира. Переписка Рерихов с врачами Лукиными бросает свет и на деятельность Института Урусвати.

1985.