Николай Рерих - водитель культуры

МИССИЯ КУЛЬТУРЫ

Для того чтобы претворить на земле мир для всех народов и уничтожить самую возможность войны, Николай Константинович Рерих призывает идти по совершенно другому пути, нежели это делают многие конференции по разоружению. Он желает подойти к сознанию человеческому путем утверждения и созидания блага.«Мир через Культуру» - девиз всего мирного движения Рериха. Победить сознание культурою, победить красотой и знанием, победить всеобъемлющей и всепонимающей духовностью.

«Там, где культура, там и мир. Там и подвиг, там и правильное решение труднейших социальных проблем. Культура есть накопление высочайшей Благодати, высочайшей Красоты, высочайшего Знания».«Нужно разоружиться в сердце и в духе, - говорит Рерих. - Сердце человеческое должно согласиться на разоружение и сотрудничество».

Нужно снова и снова разъяснять и насаждать в человеческом сознании понятие истинной культуры, для того чтобы человечество ощутило ее как нечто священное, чтобы оно никогда не погрешило против культурных ценностей и вместе с тем против самого созидателя и носителя этих ценностей - живого человека. Глубокое понимание культуры и сотрудничество на культурном поприще - должно привести народы к миру.

Наша эпоха смешала, нивелировала, нередко даже запятнала истинное, сокровенное понятие культуры. Современный мир забывает ее первичный, священный смысл. Европейская логика весьма часто смешивает культуру с цивилизацией, вечное -с временным, преходящим. Рерих снова и снова призывает разграничить эти понятия. Культура для него гораздо более широкое, всеобъемлющее, утонченное, первичное понятие, - культура должна обосновывать и одухотворять цивилизацию, как свою составную часть. В то время как культура внедряется глубоко в духовное понимание, цивилизация охватывает жизнь в ее общественно-материалистических формах. В развитии культуры Николай Рерих различает следующие ступени: невежество, цивилизация, образованность, затем интеллигентность, духовное утончение, и лишь после этого человек приобретает способность к синтезу и высшую культурность. Интеллигентный человек, как таковой, еще не означает истинно культурного человека; для того, чтобы стать им, ему нужно быть человеком расширенного сознания, который постигает смысл жизни и закономерность вселенной, человеком, который служит человечеству и воплощению человеческого братства на земле. Итак, культура для Н.К. Рериха - это самое высокое, самое чистое и широкое звучание гаммы всей человеческой сущности. Потому и понятие культуры для него есть нечто истинно святое, потому Рерих и слово Культура часто пишет с прописной буквы. Культура для него - Чаша Грааля, то есть наивысшее понятие, к которому мы должны направить все наши лучшие, творческие мысли.

 Прислушиваясь всем сердцемк стремлениям, беспокойству и катастрофам страждущего человечества, Рерих понял, что надо очистить культуру путем очищения и преображения человеческого сознания. Надо помочь направить сдвиг сознания по правильному руслу. Надо возродить первоначальное значение культуры, надо внести в жизнь высокое, оздоравливающее понимание ее. Надо озарить культуру светом духовности.

 Так Рерих дает новое, одухотворенное понятие культуры. Возносит ее в небывалом сиянии. Окружает ее святым ореолом. Делает ее лозунгом новой эпохи.

 Это первичное понятие культуры для Рериха есть - служение Свету. Такому пониманию он дает и филологическое обоснование.«Культура имеет два корня - первый друидический… Культ всегда останется почитанием Благого Начала, а слово Ур нам напоминает старый восточный корень, обозначающий Свет, Огонь». Итак, Культ - Ур - может означать почитание Света.

 Если культура для Рериха есть свет духа, а в последнем для него отражается красота, знание и любовь, то культура - это все высшие, духовные и материальные ценности, все, что способствует развитию духовного света в человеке. Она - синтез и сотрудничество между всеми видами различных человеческих ценностей.Ибо в свете объединяются все краски и оттенки. Потому и широкое понятие культуры вмещает в себе великое многообразие жизни в единстве. Культура уважает и охраняет индивидуальность и закон индивидуальной свободы. И чем более многозвучной будет палитра культуры, тем богаче и прекраснее будет культура, тем больше возможностей для сотрудничества и эволюции открываются перед ней. Потому-то, наряду с индивидуальным и национальным характером культуры, ее признаком является также универсальность и международность:«Идеалы высшей культуры всюду тождественны; ни океаны, ни горы не могут препятствовать дружеским стремлениям человечества».

 С другой стороны, так же как свет требует величайшей ясности, так и основания культуры должны строиться на высокоценном, утонченном качестве. «Если мы дерзаем произносить слово Культура, - говорит Рерих, - значит, прежде всего, мы ответственны за качество. Корень слова Культура есть высшее служение совершенствованию, но это и есть наше обязательство по отношению к бытию». Н.К. Рерих, можно сказать, является истинным апостоломкачества. Непрестанно он призывает помыслить, как внести в каждый труд наилучшее качество, как освободиться от губительного бремени стандартизации. Думая о культуре, мы должны думать также, как сообщить ей наиболее возвышенную утонченность и ясность. Если бы человечество осознало свою великую ответственность за все качество века, вся культура одухотворилась бы и расцвела непередаваемо.

 С другой стороны, понятие культуры не должно оставаться отвлеченным. «Культура, - говорит Рерих, - так тесно связанная с духовностью, прежде всего, выражается в изысканном, многообразном творчестве». Качество, истинно, может выявиться не в механизации, но в просвещенном творчестве жизни, в гармонизации и подвиге жизни. Культурный труд всегда является творческим, некультурный - разрушающим трудом.

 Так культура для Рериха не праздничный гость. Но наиболее прочное, наисущественное основание и опора сущего. В каких чудесных, восторженных словах воспламеняется дух Рериха, когда он говорит о Культуре.

 «Именно, до рисунка на мозгу нужно твердить о насущности Культуры. Нужно твердить во всех возрастах, во всех положениях, во всех народах.

 Пока Культура лишь роскошь, лишь пирог праздничный, она еще не перестроит жизнь. Может ли сознание среди каждодневности обойтись без книг, без творений красоты, без всего многообразного Музейона - Дома Муз?

Культура должна войти в ближайший, каждодневный обиход как хижины, так и дворца… Как благостно касание крыла Культуры, благословляющегоколыбель на подвиг и несущего отходящего путника в просветленном сознании. В несказуемых, неизреченных мерах облагораживается он касанием Культуры».

 Приведем здесь статью Рериха о Культуре - почитании Света, самое чудесное и самое благоговейное славословие, какое человеческое сознание возносило широкотворческой, всегармонизирующей, спасительной мощи Культуры.

 «Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и красоты. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть оружие Света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце.

 Если соберем все определения Культуры, мы найдем синтез действенного Блага, очаг просвещения и созидательной красоты».

 Осуждение, умаление, загрязнение, уныние, разложение, все порождения невежества -не приличны Культуре. Ее великое древо питается неограниченным познаванием, просвещенным трудом, неустанным творчеством и подвигом благородным.

 Камни великих цивилизаций укрепляют твердыню Культуры. Но на башне Культуры сияет алмаз-адамант любящего, познающего, бесстрашного Сердца.

 Любовь открывает эти Врата прекрасные. Как всякий настоящий ключ, и любовь эта должна быть подлинная, самоотверженная, отважная, горячая. Там, где истоки Культуры, там источники горячи, и бьют они из самых недр. Где зародилась Культура, там ее уже нельзя умертвить. Можно убить цивилизацию. Но Культура, как истинная духовная ценность, бессмертна.

 Потому и радостна пашня Культуры. Радостна даже в самых крайних трудах.Радостна даже в напряженных битвах с самым темным невежеством. Зажженное сердце не ограничено в великой Беспредельности.

 Праздник труда и созидания. Звать на праздник этот - значит лишь напомнить о нескончаемом труде и о радости ответственности, как о достоинстве человеческом.

 Труд работника Культуры подобен работе врача. Не одну болезнь знает истинный врач. Не только врач спасает от уже случившегося, но он мудро предусматривает на будущее. Не только изгоняет болезнь врач, но он работает над оздоровлением всей жизни. Сходит врач во все подвалы темнейшие, чтобы помочь осветить и отеплить их.

Не забывает врач о всех улучшениях, украшениях жизни, чтобы порадовать дух поникающий. Знает врач не только старые эпидемии, но готов распознать и симптомы новых несчастий, вызванных гниением устоев.

 Имеет здоровое слово врач и к ребенку, и к старцу, для каждого готов его совет ободряющий. Не прекратит врач познавания свои, иначе он не ответит действительности. Не утеряет врач терпение и терпимость, ибо ограниченность чувств оттолкнет от него болящих.

 Не устрашится врач видом язв человеческих, ибо он мыслит лишь об исцелении. Собирает врач всяческие травы и камни целебные, знает он об изыскании их благого применения. Не утомится врач поспешить на помощь к больному во все часы дня и ночи.

 Работнику Культуры присущи те же качества. Так же точно готов он на помощь во благо в любой час дня и ночи. Подобно скаутскому зову, работник Культуры доброжелательно отвечает: «Всегда готов». Он открыт сердцем ко всему, где опыт и знание его могут быть полезны. Помогая, и сам он вечно учится, ибо «в даянии мы получаем». Он не устрашается, ибо знает, что страх открывает врата тьмы.

 Работник Культуры всегда молод, ибо не дряхлеет сердце его. Он подвижен, ибо в движении сила. Он зорок на постоянном дозоре во Благо, в Познание, в Красоту. Знает он, что есть сотрудничество.

 Нитями сердечными объединены работники Культуры. Горы и океаны не препятствия для этих сердец возжженных. И не мечтатели они, но строители и пахари улыбающиеся.

 Посылая привет о Культуре, нельзя послать его без улыбки, без зова дружбы. Так и сойдемся, так и соберемся и потрудимся во Благо, во Знание, в Красоту. И сделаем это неотложно, не упустив ни дня, ни часа для строительства доброго» ( «Твердыня Пламенная», П., 1933, с. 93-95).

 Рерих жаждет видеть всю жизнь насыщенной излучениями культуры, созерцать культуру как абсолютное мерило качества всех наших повседневных трудов. Все, что бы ты ни делал, совершай именем всеблагой культуры. Обо всем, что бы ты ни делал, спрашивай, соизмеримо ли оно с культурою?

«Мы имеем право совершенствовать прекрасные открытия лишь во имя Культуры. Мы имеем право петь и радоваться лишь во имя Культуры. Мы имеем право облегченно создавать лишь во имя великой будущей Культуры. И нет такого черствого человеческого сердца, которое бы не смягчилось перед понятием Культуры».

 Непоколебимо убеждение Рериха, что культура должна облагораживать все сущее, что она должна преобразить жизнь в сиянии подвига. Духовная эволюция каждого человека должна зиждиться на культуре. Не вырастая в духовной культуре, как на солнце, человеческая жизнь теряет свое основание и свой смысл. Ибо что же другое дает оправдание нашей жизни, дает «право на существование», как не накопление в нашей жизни сокровищ культуры?

 Именно культура способствовала всему развитию и благосостоянию человечества и народов. Возрождение и расцвет человеческой истории, говорит Рерих, происходили там, где вырастала традиция почитания культуры.

 Потому Н.К. Рерих убежденно верит в грядущую миссию культуры. Бедствия человечества происходят оттого, что оно отступилось от культуры. В культуре самое действенное спасение для человечества. Именно в теперешнюю эпоху разрозненности, когда неистовствуют силы тьмы, «мыслящие круги человечества должны спешно обратиться к осознанию Культуры». Культура спасет также от антагонистического сепаратизма, ибо в высших достижениях культуры все народы уже объединены: эти достижения - «синтез всех завоеваний человеческого гения». Культура дает человечеству язык международного взаимопонимания, она объединит человечество. Поэтому неслучайно культура, так же как и красота, видится Рериху высшей панацеей, какую знало человечество.

 «Сейчас трудно, очень трудно в большом доме планеты. Смутился дух человеческий, смутился во взаимовредительстве. И даже сами силы природы словно бы возмутились. Землетрясения, извержения, потоки, смещения климатов - все вносит еще больше смущения и без того смятенный дух человеческий. Но история знала такие периоды, и человечество уже знает и панацею в бедствиях этих. И эта панацея - Культура. Там, где рука и мозг обессиливают, там непобедимо сердце, а сердце есть Держава Света, есть средоточие Культуры».

 Целителем бедствия и кризисов современной эпохи, по глубочайшему убеждению Рериха, явится обновление понимания истинной культуры и утверждение ее в сознании человечества. История нам свидетельствует, «каким образом целые нации миновали надвигавшиеся кризисы, обращаясь к благодетельным истокам Культуры». Культура для Рериха есть жизнедательное и оздоравливающее начало, созидающей и гармонизирующий принцип.

 Вот отчего Н.К. Рерих со столь светлыми, одухотворенными чувствами взирает на Культуру как на силу, спасающую, украшающую, возрождающую мир, он верит, что ее великая миссия, которая воспламенит все сознания, выявится лишь в будущем. Вот отчего Рерих приносит клятву вечной верности Культуре:

 «Мы устали от разрушений и взаимного непонимания. Лишь Культура, лишь всеобобщающие понятия Красоты и Знания могут вернуть нам общечеловеческий язык. Это не мечтание! Это наблюдение опыта сорокадвухлетней деятельности на поприще Культуры, Искусства, Науки. И в одном мы можем принести нерушимую клятву - что от охраны Культуры, от Лиги Культуры ни мы, ни последователи наши не отступимся. Нас нельзя разочаровать, ибо наблюдения в поле Искусства и Знания наполняют нас несломимым энтузиазмом. Не одна нация, не один класс с нами, но все множества человеческие, ибо, в конце концов, сердце человеческое открыто Красоте творчества».

 Н.К. Рерих всей своей сущностью принадлежит к той светлой, творящей, гармонической стране Культуры будущего; царству высших воплощенных идеалов, в котором уже ныне обитают умы, направляющие человечество по пути эволюции, и в котором, рано или поздно, также и все человечество найдет свою незыблемую обитель.

 «Если вас спросят, в какой стране вы хотели бы жить и о каком будущем государственном устройстве вы мечтаете? - с достоинством вы можете ответить: «Мы хотели бы жить в стране великой Культуры». Страна великой Культуры будет вашим благородным девизом: вы будете знать, что в этой стране будет мир, который бывает там, где почитаемы истинная Красота и Знание… Ничто не может быть чище и возвышеннее, нежели стремиться к будущей стране Великой Культуры».

 Это верование свое Рерих подтверждает и в другом месте: «В какой стране предпочитаете жить? - Конечно, в стране Культуры.

 Ваши лучшие помыслы чему вы принесете? - Культуре.

 Чему вы посвятите ваши просвещенные труды? - Конечно, Культуре.

 Чем вы обновите ваше сознание? - Победным светом Культуры.

 Не потрясатели ли вы? - В постоянных трудах мы не имеем времени для потрясений. Мы строим. В положительном утверждении и познавании мы стремимся улучшить и украсить жизнь земную».

 И вот неумолчный, огненный призыв Николая Рериха - пусть каждый становится обитателем этой будущей страны, всем своим сердцем и жизнью, пусть каждый становится человеком истинной культуры, культурным деятелем и сотрудником.

 Люди истинной культуры для Рериха не мечтатели, но воплотители своих высочайших и прекраснейших мыслей и мечтаний. Рерих постоянно увещевает избегать всего отвлеченного, всего не имеющего связи с живой жизнью, мыслить в конкретных формах и стремиться тотчас же свою мысль реализовать. Назначение и смысл жизни человека культуры - служить культуре, помогать ей, созидать повсюду культуру. Но культура вовсе не отвлеченность, культура есть органически конкретное, творческое выявление. Люди культуры - хотя и являются большими идеалистами, но для Рериха истинный идеализм есть практический реализм.

 Далее, люди культуры - это истинные энтузиасты, ибо «культура не может цвести без энтузиазма». Этот энтузиазм для Рериха не фанатизм, но пламя чистого сердца, синтез знания, накопленный в своей жизни. Люди культуры устремленно говорят о культуре, их сердца излучают навстречу ей свой свет. Но свое пламя они каждый миг готовы влить в конкретные формы жизни. Они готовы во всякое время отдать всего себя на Общее Благо, они непрестанно и самоотверженно трудятся во благо света Культуры, они работают над оздоровлением всей жизни. Понимая, что все наше время стало столь динамичным, что нужды человечества столь спешны и неотложны, они понимают также, «насколько все должно быть сделано спешно и ни одна минута не должна быть потеряна в интересах общественного блага». Спешно строить и созидать новую державу культуры на земле, спешно устремляться к истинному знанию и красоте, и немедленно воссоздать их также и в жизни. Так Н.К. Рерих призывает к концентрированной, колоссальной активности во благо человеческого будущего.

 Будучи большимиэнтузиастами, деятели истинной культуры являются также большими оптимистами. Ибо они верят в победу Света Культуры, они верят в Мир Новой Культуры. Ибо Культура, по их убеждению, и будет той силой, которая обновит мир.

 «Мы, оптимисты, прежде всего, должны предотвращать всякую панику, всякое отчаяние, будет ли оно на бирже или в священнейшем Святилище Сердца. Нет такого ужаса, который, вызвав к жизни еще большее напряжение энергии, не мог бы претвориться в светлое разрешение».

 Если уже само понятие культуры вмещает в себе сотрудничество между ценностями, то культура есть также сотрудничество между самимисозидателями и носителями этих великих ценностей. Потому культурный деятель и стремится к культурному сотрудничеству, он всеми силами старается способствовать взаимопониманию, объединению и содружеству индивидов и народов. Лишь в сердечном сотрудничестве людей культуры, когда один делится своим жизненным опытом с другим, когда один поддерживает другого своим накопленным светом. И, наконец, когда все работают по своим истинным способностям, - культура может расцвести как самый чудеснейший сад.

 Осуществленный в таком сотрудничестве созидательный, культурный труд будет трудом высокой ответственности. Ответственность перед культурой, ответственность перед нашей планетой, которую мы не должны загрязнять; ответственность перед будущими поколениями, которым нам нужно передать нашу землю как цветущий сад; и, наконец, ответственность перед Беспредельностью. Такою чуткостью ответственности Рерих призывает насыщать каждое мгновение нашего дня.

 Так Н.К. Рерих приходит как апостол всекультурного и всечеловеческого сотрудничества и содружества. Нужно внести взаимопонимание и согласованность, как среди всех истинных ценностей, так и между всеми людьми, всеми организациями и нациями. Ни один, даже незначительнейший индивид или нация не должны исключаться из сотрудничества на поле культурных возможностей. Если творческий центр культуры есть сердце, если признак культуры - человечность, то этот признак человечности должен принадлежать также отдельным созидателям культуры - личностям и народам. Всякое сотрудничество возможно единственно на почве гуманности и всечеловечности. Потому и каждый народ, для того, чтобы он стал способным на истинный духовный и материальный прогресс, чтобы он мог сотрудничать с другими братьями, должен освободиться от узкого эгоизма. Именно, из уважения к истинному национализму Н.К. Рерих жаждет, чтобы каждый народ, развивая свои индивидуально-национальные способности, совершенствуя себя, сделался бы необходимым созвучием в хоре всех народов. Люди должны открывать свои неповторимые национальные богатства друг другу, сердца народов должны соприкасаться с сокровенными чаяниями своих собратьев, они должны обмениваться осуществленными сокровищами этих мечтаний. Они должны «претворить в себе, пропустить через свое сознание достижения всех народов», только тогда они поймут, что основным элементом национальной культуры должна быть также всечеловечность; только таким образом - из своей ограниченной односущности народ включится в сотрудничество всех обитателей планеты. Н.К. Рерих мечтает об истинном звучании души каждого народа, он призывает возвысить понятие национализма в его чистом, симфоническом благозвучии.

 Невозможно не заметить, что в своих бесчисленных сношениях с культурными деятелями Н.К. Рерих является всегда утвердителем и созидателем: он во всем ищет зерно культуры, утверждает его в каждом и выносит его на свет, глубоко ощущая святость всякого, хотя бы малейшего, но истинно культурного начинания. Само понятие отрицания для него было всегда глубоко противным. Н.К. Рерих неустанно борется против отрицания и осуждения. На своем многолетнем этическом опыте Рерих постиг великое зло всякого отрицания: оно затмевает свет сердца, оно задерживает творческие выявления. «Как мертвенно отрицание и осуждение, и как творяще и созидательно каждое понимание, - говорит Рерих в своем слове об апостоле любви и терпимости Св. Франциске. - Любить - значит прощать. Прощать - значит понять… Взгляните на осуждающего, и вы сразу убедитесь, что он прежде всего не создатель».

 Снова и снова Рерих утверждает в своих произведениях:

«Мы утомлены разрушением и отрицанием. Положительная созидательность есть основное качество духа человеческого. В жизни нашей все, что может поднять и облагородить дух наш, должно иметь господствующее место».

 «Пусть не слишком приковывают внимание к отрицательным явлениям. Всякое безобразие и невежество затемняюще и заразительно. Пусть идут позитивным, светлым путем. Как всегда, будем помнить, что только искры строительства зажигают сердца и создают творящую радость».

 «Все человечество разделено на «да» и «нет». Мы же пребудем с теми, в природе которых звенит открытое, светлое «да». Берегитесь утверждать «я» и «нет»!»

 Так Рерих характеризует деятелей культуры, строителей великого будущего, к которым он и сам принадлежит:

 «Мы принадлежим к положительным строителям и избегаем всякого отрицания. Не будучи безжизненными пацифистами, мы хотели бы видеть Знамя Мира развевающимся, как эмблему новой, счастливой эры. Мы не отвлеченные идеалисты. Наоборот, нам кажется, что тот, кто хочет украсить и облагородить жизнь, тот является настоящим реалистом».

 Вместе с утверждением позитивного в каждом человеке нужно отметить также большую терпимость Николая Рериха. В статье «Терпимость» он пророчески - сурово порицает фанатическую нетерпимость. «Нетерпимость есть признак низости духа, - цитирует он из учения Живой Этики. - В нетерпимости заключаются задатки самых дурных действий. Нет места явлению роста духа, где гнездится нетерпимость»… История свидетельствует, что мрачная нетерпимость разрушала самые высокие культурные ценности. Где нет терпимости, там не выявляется также понимание души другого и доверие, там нет и человеколюбия. Н.К. Рерих противник умаления и отрицания кого бы то ни было, ибо это было бы некультурно и постыдно. К такой взаимной терпимости и пониманию Рерих призывает особенно сотрудников на поприще культуры: «При взаимных встречах священно нужно охранить достоинство Культуры. Всякая ссора уже будет признаком а-культурности.

Всякое сомнение в правоте собрата тоже будет довольно антикультурно. Всякое желание заставить мыслить по своему рецепту - не может служить признаком культурности». Рерих благоговейно склоняет голову перед терпимостью и великой духовной вместимостью Христа, приводя притчу о милосердии самаритянина, который не взирал на воззрения, но прислушивался к сердцу. В другой статье он касается случаев, где в религии проявлялась терпимость, и можно чуять, что сердце его радуется о ней. Так, он указывает, что в одной нью-йоркской церкви баптистов рядом с ликами Христа изваяны на портале также образы Конфуция, Будды и Магомета, также и великие философы и ученые занимают место рядом со Святыми и Вождями религии. Такие примеры всеобъемлющей терпимости наиболее характерны для восточных народов, часто преклоняющихся пред подвижниками каждой из религий. Рерих от всего сердца советует уже с детства, с первых дней пробуждения сознания, искоренять всякий зачаток нетерпимости. Вместо взаимного раздора и вражды, в школах надо пробудить мечты о подвиге, о великодушии, священный трепет сердца перед нескончаемостью созидательного труда, надо укрепить в ребенке сознание сотрудничества, ибо оно способствует взаимопониманию и терпимости.

Рерих признает, что воистину пришло время изъять мученичество за Высшую Истину. Разве это не постыдно для всего нашего культурного века, что трагическая жизнь Спинозы, Джордано Бруно, Галилея повторяется все еще и в наши дни, как последствие нетерпимости и душевной узости фанатичной толпы. Космический Закон не только признает, но и утверждает многообразие человеческих путей и творчества: «На каком бы пути ни приблизился ко Мне человек, на том пути и благословляю его», - цитирует Рерих из заветов Бхагавадгиты слова Кришны. «Поверх всех разделений существует великое единение». Это великое космическое единение объединяет все индивидуальные элементы, без многообразия не было бы и симфонии.

 Наряду с терпимостью Рерих призывает к дружелюбию. Дружелюбие и благожелательство ко всем живым существам несет в себе мир и любовь. Оно является творческим началом, обновляющим жизнь непрестаннымсозиданием и строительством: ибо благие мысли о другом возвышают и созидают другого. Рерих понимает, что никогда еще мир не нуждался в такой мере дружелюбия, как в наши дни, когда столько смущающего взаимонепонимания, взаимного отрицания.

 «Мы должны думать не только о том, что свойственно лишь очень немногим избранным. Учитель Великий шел ко всем. Все заповеди говорят о том, что принадлежит всем. Из простейших начал всем, всем, всем заповедано дружелюбие. В пламенении сердца это дружелюбие претворится и в любовь, в ту самую животворную, чудесно творящую любовь, которая во всем оружии Блага указывает: «Да живет все живущее».

 Лишь терпимость и дружелюбие, это признание души другого, признание Бога своего собрата, это утверждение существования другого человека и соучастие в нем, - может привести к взаимному сотрудничеству и пониманию. Единственно в терпимости и чуткости гармонизированное содействие может раскрыть возможности самому широкому, самому одухотворенному синтезу культурных ценностей.

«Синтез самый вмещающий, самый доброжелательный может создавать то благотворное сотрудничество, в котором все человечество так нуждается сейчас. От высших представителей духовного мира до низшего материалиста-торговца - все согласятся на том, что без синтетического сотрудничества никакое дело не может быть построено. В Культуре целых государств мы видим, что там, где был понят и допущен широкий синтез, там и творчество стран шло и плодотворно и прекрасно. Никакое обособление, никакой шовинизм не даст того прогресса, который создает светлая улыбка синтеза».

 Николай Рерих верит, что мы находимся сейчас в преддверии очень знаменательного времени, времени сознательного синтеза и духовности, когда дух человеческий не будет больше в такой мере расколот предрассудками и стихиями, как до сих пор, но свободно, целостно и дружелюбно будет устремляться к Свету.