О художнице Рудзите Илзе Рихардовне

Илзе Рудзите

Илзе Рудзите

Есть художники, глубоко уходящие корнями в родную почву, питающиеся ее соками, только в ней черпающие свое вдохновение и только ее образы переносящие на свои полотна. А есть художники другие, поднимающиеся в своем творчестве почти до космических высот и оттуда взирающие на мир во всей его неоглядности и разнообразии. Они словно стоят на перекрестке звездных дорог, овеваемые всеми ветрами, бушующими над Землей, вбирая все культурные традиции в общечеловеческом масштабе и переплавляя их в своем сознании. К таким художникам относится Илзе Рудзите, соединяющая в своем искусстве латышские национальные корни с исконно русскими культурными традициями и мотивы алтайского фольклора и алтайского быта с национальными традициями других народов.

Рудзите – это одна из наиболее своеобразных художественных личностей, живущих на Алтае. Весь сложный конгломерат различных национальных веяний находится в ее творчестве в неразрывном, взаимодополняющем единстве.

Выпускница Латвийской Академии художеств, дочь известного латышского поэта, философа и общественного деятеля Рихарда Рудзитиса, Илзе Рудзите привнесла в алтайскую живопись особую декоративную манеру, высокое художественное мастерство и философскую глубину образов.

Приехав по распределению на Алтай, она обрела здесь вторую родину. Унаследовав от отца любовь к русской культуре, Илзе полюбила и алтайскую природу, и красивых душой сибиряков, и историю, и фольклор алтайских народов. Поэтому каждый ее пейзаж, натюрморт, портрет или сюжетная картина с алтайской тематикой – это всегда откровение, всегда открытие.

После успешного участия в первой зональной выставке в Новосибирске в 1964 году, во второй - в Омске, а также Республиканской выставке книжной графики в Москве, весьма скоро, в 1968 году, Рудзите была принята в члены Союза художников СССР.

К тому времени Илзе Рудзите уже имеет свою мастерскую и работает не только над заказами от министерства культуры, но пишет картины на свободно избранные темы. Начинается ее рост как своеобразной художницы с индивидуальным почерком и художественной манерой.

Продолжая жить и работать в Барнауле, она устраивается педагогом в Новоалтайское художественное училище и работает там с 1984 по 1991 год, ежедневно добираясь до работы на электричке.

Рудзите выпустила два курса учеников, многие из которых поступили учиться в высшие учебные заведения Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска, Владивостока и успешно их закончили.

В 1995 году Илзе Рудзите была принята в члены Объединения художников Бергамо (Италия).

В следующем году она едет в Бергамо и в течение одного месяца пишет 27 картин для запланированной ранее выставки в выставочном зале того же объединения художников, расположенном в здании древнейшего памятника архитектуры. Выставка имела большой успех, несколько картин было куплено, и это позволило Илзе почти месяц путешествовать по Италии, посещая всемирно известные достопримечательности Рима, Ватикана, Венеции, Милана, Флоренции, Ассизи.

В начале 90х годов Рудзите совместно с Лавриновым Владимиром учится во Всероссийском реставрационном центре у всемирно известного мастера иконописи академика А.Н.Овчинникова. В это время она много путешествует по монастырям. Многократно посещает сердце России –  Троице - Сергиеву лавру, а также  Псковско - Печерскую и Киево – Печерскую лавры, ходит по пещерам, в которых покоятся мощи множества великих подвижников - старцев, монахов, иконописцев, воинов, летописцев, целителей Древней Руси. После пишет совместно с Лавриновым десятки икон для монастыря Иоанна Кронштадтского, расположенного недалеко от города Барнаула. Затем расписывает храм в Усть-Коксе.  

За годы творческой деятельности Илзе Рудзите состоялось 40 персональных выставок в Москве, Санкт-Петербурге, Риге, Украине, Италии, в городах западной Сибири. Она участница восьми зарубежных выставок. В ее искусстве представлены многофигурные композиции, портреты, пейзажи, натюрморты, иконы. Рудзите - автор целого ряда циклов картин, таких как «Люди Горного Алтая», «Большая совесть» (посвящен В.М.Шукшину), «Восхождение к Пушкину», «Иисус Христос», «Россия», «Латвия», «Индийские мотивы», «Любовь в легендах мира» и т. д. Основной лейтмотив ее творчества – красота и духовность, возвышающая человека, воспитывающая в нем высокие чувства и нравственные идеалы.

В 1990 году на родине художницы в Риге в выставочном зале собора Святого Петра состоялась выставка, имевшая особый успех. Открыл выставку министр культуры Латвии Раймонд Паулс со словами: «Мы привыкли смотреть лишь на Запад, но здесь мы можем убедиться в том, что и на Востоке живет чудесно талантливая латышка».

Рижская писательница Марина Костенецкая, несколько раз посещавшая выставку И.Рудзите, убежденно говорила о том, что такая экспозиция сильнее, образнее выражает проблемы нашего настоящего, чем политические статьи и выступления, так как язык искусства зовет к гармонии и духовному совершенствованию, человеческому единению…

Элеонора Новикова так выразилась о выставке: « Давно на священной латышской земле не появлялись художники такой  Чистоты и Силы. Давно не стояла вот так у картины, как у алтаря, словно в молитве и в слезах радости и очищения. Истинное искусство здесь, здесь храм. Горе нам от того, что художники забыли о том, что искусство должно нести Свет и Радость очищения. Давно не было в Латвии художника, подобного Илзе Рудзите».  

На закрытии выставки свою благодарность художнице выразили: знаменитый ученый Латвии Страдынь, всемирно известный скульптор Игорь Васильев, популярная поэтесса Аида Лице, которая читала свои стихи, посвященные картинам Илзе Рудзите. Также среди гостей выставки была женщина, которая со слезами на глазах благодарила художницу за исцеляющую силу ее картин. Будучи инвалидом, она ежедневно приходила на выставку, и через некоторое время болезнь начала отступать.

В 1990 году в Москве в выставочном зале Московского отделения Союза художников (МОСХ)  состоялась большая персональная выставка Илзе Рудзите. Открыл ее президент Академии Художеств, художник-живописец Б.С.Угаров, который прекрасно отозвался о необычных для русской школы картинах Рудзите, написанных в стиле символизма.

 

Илзе Рудзите – участница 8 зарубежных выставок:

  • Улан-Батор, Монголия, 1976 г.;
  • Берлин, ГДР, 1976 г.;
  • Одесса, Украина, 1997-1998 г .;
  • Музей Геблера, Целенрод, ГДР, 1984 г.;
  • Географическое Общество, Лейпциг, ГДР, 1984 г.;
  • Дом Гумбольдта, Фрайбергская Академия, ГДР, 1984 г.;
  • Алма-Ата, Казахстан, 1986 г.;
  • Даллас, США, 1992 г..  

11 Республиканских и Всероссийских выставок и 2 Всесоюзных:

  • Республиканская выставка книжной графики, Москва, 1965 г.;
  • Республиканская выставка «Земля и люди», Москва, 1972 г.;
  • Республиканская выставка произведений молодых художников, Москва, 1972 г.;
  • Республиканская выставка, Москва, 1975 г.;
  • Передвижная республиканская выставка «Художники России – труженикам села»,Краснодар,1978 г.;
  • Передвижная республиканская выставка «60 лет Великого Октября», 1978 г.;
  • Юбилейная республиканская выставка «В горах голубого Алтая», Москва, Горно-Алтайск, 1982 г.;
  • Республиканская выставка «50 лет Комсомольску-на-Амуре», Комсомольск-на-Амуре, 1982 г.;
  • Выставка произведений художников РСФСР «Нивы Алтая», Москва, Барнаул, 1983 г.;
  • Всесоюзная выставка молодых художников, Москва, 1972 г.;
  • Всесоюзная выставка «Слава труду», Москва, 1976 г..  

Илзе Рудзите – участница 7 зональных выставок, проходивших в Новосибирске, Омске, Красноярске, Кемерово, Барнауле, а также почти всех выставок Алтайского края, начиная с 1964 года, по сей день.

Самые известные картины  Илзе Рудзите

Художницей было написано множество портретов:

Портрет отца – латышского поэта, писателя, переводчика, общественного деятеля Рихарда Рудзитиса;

Портрет матери, по мотивам латышской народной песни «О солнце и матери»;

Ее кисти принадлежат три портрета ученого-востоковеда Юрия Николаевича Рериха, с которым она многократно встречалась в Москве;

Также ею были написаны два портрета Елены Ивановны Рерих; 

Портрет Святослава Николаевича Рериха, с которым художница была знакома;

В 2014 году по заказу Государственного Музея истории, литературы, искусства, культуры Алтая был написан портрет Николая Константиновича Рериха и Георгия Дмитриевича Гребенщикова – русского писателя, долгое время жившего в Америке;

Три портрета знаменитого кинорежиссера - документалиста – автора восьми фильмов на темы Чернобыля Сергиенко Роллана Петровича;

В Томском университете находится портрет В.И.Вернадского;

В 1986 году написан «Автопортрет» на фоне витража по мотивам латышского эпоса.

Также было написано множество других портретов.Гребенщиков Г.Д.

Гребенщиков Г.Д.

 

Среди многофигурных композиций особо выделяются:

  • «Концерт в Бухенвальде» (1967-68),
  • «Первомайское утро» (1976),
  • «Небесная битва» триптих (2000),
  • «Воскресение» (2001),
  • «Лето медоносное» (1980),
  • «Рожь. Надежда, Вера и Любовь» (1974).

Циклы картин художницы, посвященные культуре разных народов, служат объединяющим фактором.

Цикл «Россия» начат в 2009 году. В него вошли «Русский воин», «Русский монах», "Русская мать", «Русская чистота», «Русская скорбь», «Русская Пасха», «Русское цветение».

Цикл «Латвия», написанный в 1990 году, состоит из шести больших картин: «Мать-Латвия», «Свобода», «AveSol», «Латышские стрелки» «Лачплесис», «Поэзия».

Отдельно стоит цикл из четырнадцати картин «Христос», написанный в 1993 - 97 годах, в основе которого – размышление художницы о божественной и человеческой природе Христа.

Многие годы Рудзите посвятила картинам о Преподобном Сергии Радонежском «Огненный Лик».

Творчество художницы не прошло мимо Великих мыслителей Востока Рамакришны и Вивекананды: «Под деревом», «В саду Учителя», «У ног Учителя», «Песнь о матери», «Божественная любовь. Бхакти-Йога».

Самым популярным является цикл картин «Большая совесть», посвященный В.М. Шукшину. Работы находятся в ГХМА, ГМИЛИКА и музее в Сростках, на родине писателя.

Циклы картин «Любовь в легендах мира» или «Что движет солнце и светила», а также «Восхождение к Пушкину» легли в основу программы синтеза искусств, включающей живописные работы Рудзите, классическую музыку и поэзию. Профессиональными актерами, певцами и музыкантами было дано около 300 концертов.

 

Картины и рисунки Илзе Рудзите хранятся в следующих Государственных музеях:

1. В музее «Арсенал» г.Рига, Латвия;

2. В мемориальном музее Рериха в Извара Ленинградской обл.;

3. В Государственном Художественном Музее Алтая в Барнауле (ГХМА) (более 40 картин);

4. В Государственном музее истории, литературы, искусства и культуры Алтая (ГМИЛИКА);

5. В Государственном мемориальном музее им. В.М. Шукшина (9 картин);

6. В краеведческом музее г.Бийска;

7. В краеведческом музее г.Новокузнецка.

Художница уже в ранней молодости много читала и увлекалась философией. Она читала Ницше, Канта, Бердяева, Лосского, Волошина. Потому разделяла утверждение Лосского, что «искусство… всегда стоит в связи, сознательной или подсознательной, с проблемами религии и со всеми абсолютными ценностями, с Богом, с Истиною, с нравственным добром, свободою, полнотою жизни». Эти мысли в полной мере подтверждает творчество Рудзите.

По словам Илзе Рихардовны: «Гармония красок и звучаний разлита вокруг нас и наполняет окружающее нас пространство, огонь индивидуальности художника пропускает это через себя и открывает новую мыслеформу, новые, только им увиденные художественные образы». Она утверждает: «Картины придумать нельзя. Творчество – это всегда открытие, это внутреннее видение, внутреннее слышание жизни. Путь художника – это непрестанное горение».

О художнице опубликовано более 90 статей. О ней писали искусствоведы Л.И. Снитко, Ю.Н. Сорокин, Л.Н. Лихацкая, Л.Г. Красноцветова, Л.Н.Шамина, Е.В. Орловская, Л.Н. Нехвядович, Н.С.Царева, доктор философских наук М.Ю. Шишин, профессор АГУ Т.М.Степанская, магистр искусствоведения, доцент кафедры Истории отечественного и зарубежного искусства Ю.А.Виноградов, многие искусствоведы в Риге, в Италии и т.д.

Писательский труд также стал частью творчества Илзе Рудзите. Она пишет воспоминания о своих личных переживаниях – о детстве, юности, о чувствах любви, о вхождении в Православие и паломничестве по древним городам, лаврам, монастырям России и Украины. Также о своих путешествиях по Швейцарии, Италии. Пишет о своих встречах и близких знакомствах с великими личностями:  Юрием Николаевичем и Святославом Николаевичем Рерихами, многими удивительными художниками старого поколения из круга Волошина – скульпторами Арендт Ариадной Александровной и Григорьевым Анатолием Ивановичем, скульптором-анималистом Ватагиным Василием Алексеевичем, уникальным художником и музыкантом, воспринимающим звуки и краски Тонкого мира, Черноволенко Виктором Тихоновичем, чудесным врачом-гомеопатом, который лечил людей своими собственными лекарствами и психической энергией Гаральдом Феликсовичем Лукиным, многими литовцами и латышами, прошедшими  достойно и мужественно свою, полную невероятными испытаниями жизнь. Писала о подвиге своих родителей – отца Рудзитиса Рихарда Яковлевича, латышского писателя и общественного деятеля, мужественно и достойно прошедшего пытки и мучения в сталинских тюрьмах и лагерях и чудом уцелевшего и матери Рудзите Эллы Рейнгольдовны – бывшей талантливой актрисы латвийских драмтеатров, также прошедшей испытания сталинского лагеря за то, что считалась «идеалисткой».

Творчество Илзе Рудзите пробуждает память, скрытую, может быть, за повседневными делами людей, прячущуюся за веками, но все же живущую на уровне подсознания у всех - память о наших духовных истоках.